Корейские модели остаются пока наиболее ликвидными среди трехлетних автомобилей массового сегмента, тогда как в премиальном сегменте лидируют «японцы».
Такой вывод на основании проведенного исследования остаточных стоимостей трехлетних автомобилей сделали эксперты компании «Автостат Инфо» и проекта «Правильная цена».
В результате работы были составлены списки самых ликвидных брендов и моделей в массовом и премиальном сегментах по признаку «происхождение марки». Для анализа эксперты задействовали данные о стоимости трехлетних автомобилей, данные о продаже машин в 2017 году, а также значение средневзвешенных цен на авторынке. В массовом сегменте выборку исследования попали 105 моделей 28 марок, а в премиальном – 87 моделей 13 брендов.
Массовый сегмент
Исследование показало, что в массовом сегменте остаточная стоимость упала на 0,4 процентных пункта с прошлого года и составила 75,5%. Значит, за первые три года эксплуатации машина с «масс-маркета» потеряла в цене около 26%. Самыми ликвидными в массовом сегменте по-прежнему остаются корейские бренды. Они лидируют с показателем остаточной стоимости в 79,51%. Европейские марки на втором месте – 78,72%. А третье место остается за японскими марками, которые сохраняют 75,36% от первоначальной стоимости по прайсу.
Среди марок в массовом сегменте тройку лидеров составили Mazda (87,39%), Hyundai (81,49%) и Renault (79,98%). Более детально данные по маркам представлены в таблица ниже.
Первое место среди самых ликвидных моделей этого сегмента занял Hyundai Creta. За три последних года этот кроссовер сохранил 90,87% от своей первоначальной стоимости. Вторым стал кроссовер Mazda CX-5 (88,51%), а третье место досталось Mazda6 (85,49%). В топ-5 моделей, лидирующих по ликвидности, вошли также Toyota RAV4 (84,32%) и Renault Sandero Stepway (83,78%).
Премиальный сегмент
В премиальном сегменте остаточная стоимость трехлетнего авто в среднем по рынку составила 69,5%, что на 0,7 процентных пункта меньше результата 2019 года. За три последние года эксплуатации машина сегмента «премиум» потеряла около 30% от своей изначальной стоимости по прайсу.
В рейтинге премиальных брендов абсолютным лидером стали «японцы» (остаточная стоимость -- 72,9%). На втором месте оказались американские марки (71,97%), а третью строчку рейтинга заняли «европейцы» (68,85%).
Топ-5 самых ликвидных марок премиального класса возглавил MINI (78,12%) второе место досталось бренду smart (77,79%), третье – японскому Lexus (77,13%), четвертая строчка у Porsche (75,71%), замыкает пятерку лидеров Audi с результатом (72,01%).
Лидером в рейтинге моделей премиального класса стал Audi A5, который за три года сохранил 80,6% от своей изначальной стоимости. Второй результат продемонстрировал MINI Сooper – 79,99%, а третье – Lexus RX (79,55%).
"Если дефицит с новыми автомобилями будет решен, а отложенный спрос будет удовлетворен, то колебания остаточной стоимости трехлетних автомобилей могут происходить в диапазоне 2-3 процентных пунктов и зависеть, в большей степени, от политики производителей, направленной на повышение ликвидности своего модельного ряда.
При снижении продаж новых машин в ближайшие годы и, как следствие, уменьшения сегмента «молодых» автомобилей с пробегом, за ближайшие 3-5 лет остаточная стоимость, возможно, вырастет за счет превышения на вторичном рынке спроса на «молодые» автомобили с пробегом над их предложением", -- говорит генеральный директор проекта «Правильная Цена» Татьяна Абрамова.
.
Мнения экспертов
.
Юрий Елистратов, независимый эксперт:
Изменения или коррекция рынка за последние 6 лет произошли не впервые. Как правило, это происходит под влиянием внешнеэкономических факторов — изменение курса рубля в конце 2014 года, например.
В 2020 году экономика переживает очень серьезные колебания из-за пандемии. Весной 2020 года из-за карантинных мер были частично или полностью приостановлены поставки новых автомобилей. Это вызвало небывалый отложенный спрос и дефицит новых автомобилей, который частично стал реализовываться в летний период с началом поступления новых машин на склады дилеров.
Пандемия затронула многие секторы экономики, что привело к ослаблению рубля в августе 2020 года. В период дефицита и ослабления курса спрос существенно сместился в сторону рынка подержанных автомобилей. По моим оценкам это привело к удорожанию рынка б/у на 15-20% в течение 3 месяцев.
В краткосрочном периоде, несомненно, произойдет остывание рынка подержанных авто. Стабилизация поставок новых автомобилей и привычные нам предновогодние акции вернут часть аудитории в дилерские центры. Что будет за горизонтом 5-6 месяцев в текущих реалиях - загадывать трудно.
С учетом существенного удорожания новых автомобилей, рынок подержанных машин покажет умеренный ценовой рост в 2021 году на 5-8%.
Критерии расчета отталкиваются от цен на новые авто при расчете амортизации за первые три года. Ликвидность больше зависит от популярности конкретной модели, ядро которых за последние 5-7 лет у покупателей уже сложилось.
.
Бургазлиев Сергей – независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт»:
Структура вторичного рынка несущественно изменилась за период лето 2019 – лето 2020. Полагаю, в 2021 году ситуация будет несколько иная и, возможно, снижение будет еще более незначительное или вообще произойдет повышение остаточной стоимости в сравнение с 2019 и 2020 годом.
На колебание средних цен на авторынке влияют такие факторы, как располагаемые доходы населения, инфляция, цены на нефть, растущий из года в год уровень просрочки по потребительским кредитам. Сюда же стоит отнести и рост стоимости КАСКО при покупке нового автомобиля в кредит, включение в стоимость полиса дополнительных «услуг», а также предъявление более строгих требований к заемщикам.
Все это не способствует покупке новых автомобилей и переключает спрос на подержанные. Если бы не господдержка, то рынок новых легковых автомобилей в России составил бы 1,0-1,2 млн штук в 2020 году.
Рынок подержанных автомобилей в 2020 году был несколько перегрет. Ожидаю, что в 2021-м объем рынка несколько уменьшится, однако, снижения цен ждать не стоит. Ликвидность 3-летних автомобилей несколько повысится, особенно в премиум сегменте.
.
Артем Самородов, партнер Издательства «Короче, Дилер» и автор телеграмм-канала ProTradeIn:
В России последствия локдаунов усилились из-за панических ожиданий, связанных с валютными колебаниями и страхами неопределенности. В самом конце года мы точно увидим разворот и вместо сдержанного снижения (прим. ред. остаточной стоимости) получим удивляющий рост.
Говоря о факторах, которые определяют динамику средних цен на авторынке, отмечу дефицит новых автомобилей, падение предложений на рынке авто с пробегом, наличие большой наличности на руках у россиян (более 12 трлн рублей), нестандартное поведение всех защитных инструментов на рынке.
Опыт 2014-2015 годов показал, что покупка автомобиля может стать защитным инструментом, и именно этот сценарий реализуется сегодня.
Будущее сейчас непредсказуемо. Новая волна, новые локдауны, обрушение валют – может произойти, что угодно. Есть пример Великобритании, где рост средних цен в этом году достиг 10%, но за последние 2 месяца они упали почти на 5% из-за второго закрытия экономики.