Рынок новых автомобилей в России продолжает сокращаться. И основные причины этого падения известны – высокая стоимость машин и низкая активность потребителей, вызванная или желанием сэкономить и отложить покупку новой машины, или вовсе отказаться от этой идеи из-за отсутствия каких-либо средств на покупку. Так или иначе, но изменения в поведении покупателей на авторынке России, отмечавшиеся еще несколько лет назад, в последнее время усилились – спрос из сегмента новых авто стал все больше смещаться на рынок автомобилей с пробегом. Большую активность на вторичном авторынке стали проявлять и импортеры, и дилеры. В той или иной форме почти все они реализуют программы для привлечения заинтересованных покупателей. Банки предлагают своим клиентам специальные кредитные программы для приобретения подержанных машин, в частности, схемы кредитования с обратным выкупом.
Словом, рынок продаж автомобилей с пробегом в отличие от рынка новых авто привлекает к себе все больший интерес и продавцов, и клиентов. В силу специфики вторичного авторынка его краеугольным камнем является прозрачное и понятное ценообразование. Именно поэтому анализ остаточной стоимости автомобилей является важнейшим компонентом цивилизованной работы на вторичном авторынке.
Такой анализ регулярно проводят специалисты проекта «Правильная цена» совместно с компанией «Автостат Инфо». И самые свежие результаты аналитического исследования представляют рейтинги наиболее ликвидных марок и моделей на авторынке России по состоянию на июль нынешнего года.
Эксперты провели оценку вторичного авторынка России в сегментах массовых и люксовых автомобилей (36 и 15 брендов соответственно). В каждом сегменте марки разделили по их происхождению (американские, европейские, китайские, корейские, российские и японские). В рамках каждой группы были выделены наиболее ликвидные бренды и модели. Кроме того, на основе полученных данных аналитики составили «портрет» самых востребованных трехлетних автомобилей в массовом сегменте, а также на рынке «премиум». Добавим, что анализу подверглись легковые автомобили 2013 года выпуска. Аналитики использовали данные проекта «Правильная Цена» о ценах на трехлетние авто с пробегом по состоянию на июль 2016 года, а также прайс-листы, по которым автомобили продавались в 2013 году, и данные АЕБ по продажам новых машин в России в 2013 году.
Итак, на рынке массовых брендов среди трехлетних машин в наибольшей степени ликвидными являются японские автомобили. Они сохраняют до 82,54% от своей изначальной стоимости. Следом идут «корейцы» -- 77,95%, а третье место занимают европейские бренды -75,86%. Американские марки сохраняют 75,5% от своей изначальной стоимости, а российские – лишь 73,15%. Худший результат у китайских брендом – 67,14%. На рынке премиальных автомобилей с пробегом по ликвидности лидируют «европейцы» --78,79%, за ними идут японские марки (71,1%), а третье место занимают американские (69,1%).
Изучив рынок массовых автомобилей возрастом трех лет, эксперты пришли к выводу о том, что среди японских марок лидером по остаточной стоимости является Mazda. Автомобили этого бренда сохраняют до 89,02% от своей изначальной стоимости. Второй результат у Toyota – 86,27%, а третий -- у Suzuki (86,24%). Модели Honda сохраняют 83,32% от своей цены, Mitsubishi -- 82,30%, а “Ниссаны” -- 75,33%. Наилучший результат среди корейских марок демонстрирует KIA -- 81,99%. Следом идет Hyundai с показателем 81,32%, потом SsangYong (79,48%) и Daewoo (64,33%). Среди европейских брендов лидером ликвидности стал Renault (81,94%), второй и третий по величине показатель продемонстрировали Volkswagen (80,96%) и Skoda (78,20%). Также в список вошли Opel (75,90%), Citroen (72,94%) и Peugeot (69,58%). Среди “американцев” лучшие результаты продемонстрировали Chevrolet (77,72%) и Ford (71,77%). Среди представителей российского автопрома наиболее ликвидным оказался “УАЗ” (80,18%), среднее значение остаточной стоимости для моделей Lada составило 68,93 процента. Среди китайских брендов лучший результат у Great Wall (77,07%), далее идет Lifan (70,74%), Chery (65,03%) и Geely (58,33%).
Среди моделей в рейтинге ликвидности логичным образом лидируют японские автомобили. Первое место занимает Toyota Land Cruiser Prado с результатом 99,96%, второе место у Honda CR-V (95,26%), а третью строчку рейтинга удерживает Mazda CX-5 (92,64%). Примечательно, что среди самых ликвидных автомобилей массового сегмента чаще всего встречаются внедорожники и седаны, что в очередной раз указывает на востребованность таких машин у отечественных покупателей.
Кстати, исследование позволило составить и «портрет» самого востребованного автомобиля в России. В массовом сегменте – это переднеприводный седан с бензиновым мотором (1,0- 2,0 литра) мощностью до 100 л.с. и с МКПП.
В сегменте премиальных машин среди европейских марок лидирует Porsche (89,56%), который обогнал Volvo (86,48%) и Mercedes-Benz (79,82%). В число лидеров входят также Land Rover (76,94%), Audi (75,72%) и BMW (74,19%). Среди премиальных «японцев» на первом месте Lexus (76,93%), а на втором -- Infiniti (65,28%). В категории американских марок самым ликвидным стал Jeep (82,16%), а второе место занял Cadillac (56,05%).
Среди моделей в премиум-класса аналитики зафиксировали беспрецедентное явление. Остаточная стоимость у двух из трех моделей из ТОП-3 превышает их стоимость по прайсу три года назад. В частности, на первом месте находится Jeep Wrangler с результатом 100,91%, второе место у Porsche Cayenne, остаточная стоимость которого составляет 100,75%, на третьей строчке -- Mercedes-Benz CLA-Klasse (92,33%). В рейтинге премиального сегмента наибольшее количество “призовых” мест занимает внедорожники.
Типичным автомобилем данного сегмента, по результатам исследования, стал дизельный полноприводный внедорожник с АКПП и двигателем объемом от 2,0-до 3,0 литра мощностью 150-199 л.с.
Аналитики проекта «Правильная цена» и «Автостат ИНФО» отмечают, то в настоящее время на вторичном авторынке остаточные стоимости искусственно завышены. Такая ситуация сложилась в условиях существенного роста цен на новые автомобили, который наблюдается с конца 2014 года. По прогнозам экспертов, через 2-3 года остаточная стоимость подержанных автомобилей в России может вернутся к привычным для рынка показателям: для трехлетних автомобилей это 50%-70% от первоначальной стоимости нового авто в зависимости от класса модели. Основным условием для реализации этого сценария является отсутствие резких изменений курсов валют.